Как родители могут помочь ребенку заговорить?
Раньше считалось, что ребёнок начинает говорить, подражая речи родителей. Дети запоминают то, что говорят взрослые, повторяют их слова, таким образом усваивается речь. Бывают случаю, что малыш уже в одиннадцать месяцев четко выговаривает слова. Конечно же подражание играет немаловажную роль в овладении речью, но это не основной фактор. Проблема в том, что ребёнок с легкостью повторяет слова, которые просят родители, но самостоятельно их не произносит. Это хорошо, что ребёнок может воспринимать и говорить чужие слова, но он должен уметь самостоятельно выражать свои мысли.
Естественно, что первые слова возникают при общении с близкими, но это не обязательно копирование фраз взрослого. Бывает, что ребёнку полтора года, а он до сих пор ничего и не говорит, так как увлечен игрой с игрушками, и у него нет необходимости с кем – либо общаться. Потребность в общении у детей возникает тогда, когда есть необходимость общаться со взрослыми и называть предмет, который нужен.
Родители должны помнить, чтобы ребёнок быстрее научился говорить в ходе игры нужно общаться с ним о том, что происходит, как называется та или иная игрушка, и что она умеет делать. Для начала можно играть с кубиками, мячиками, пирамидками или же картинками.
Перед детьми нужно ставить так называемую речевую задачу, чтобы они осознавали, что должны называть определенные слова самостоятельно, а не повторять за взрослыми. Для получения желаемого предмета ребёнок должен произносить его название, обращаясь к родителям. У малыша должна возникнуть потребность назвать предмет словом, а не просто указать на него рукой.
Процесс овладения словом включает в себя три этапа: на первом – в центре предмет, затем взрослый, а на заключительном – слово. Зачастую можно заметить, как ребёнок не только воспринимает слово на слух, но и следит за губами родителей, чтобы «увидеть» необходимое слово.
Для начала малыш понимает, что нужно говорить какое – то слово для обращения ко взрослому, а затем уже называть предметы.
Если у ребёнка явные проблемы с овладением речью, то, как правило, виной этому недостаток общения с родителями.