Когда рано к логопеду: развитие речи ребенка 2,5 — 3,5 лет
Если вашему ребенку от 2,4 до 4 лет и его речь понимаете только вы, от окружающих можно услышать как слова утешения, так и завуалированные насмешки. Одни говорят, что заниматься с логопедом рано, и нет ничего страшного в исковерканных словах вашего ребенка. Другие посмеиваются: «Без переводчика не поймешь», и хвастаются речевыми достижениями своих малышей.
Иногда речевые дефекты ребенка могут смешить и умилять, и родители рассчитывают начать серьезную работу с логопедом ближе к школе. Но оставлять совсем без внимания и поддержки речевое развитие малыша 2,5 – 3,5 лет нельзя. В этом возрасте многие из них начинают посещать детский сад, активнее вступать в общение с окружающими людьми вне стен родного дома. И то, насколько успешным будет это общение, скажется на психологическом самочувствии и социализации ребенка. Даже открытый и коммуникабельный малыш может замкнуться, постоянно натыкаясь на непонимание.
В детском саду последствиями неразборчивой речи ребенка может стать нарушение адаптации: протестное поведение, отказы от посещения детского сада, проявление немотивированной агрессии. Воспитатели могут жаловаться родителям на непослушание ребенка, на то, что он не играет с другими детьми, не участвует в занятиях. Причины такого поведения могут быть различны, но не всегда это плохое воспитание, неврологические проблемы ребенка. Он пытается обратиться к другим детям, но дети еще меньше взрослых способны понять чужие невнятные слова. И в итоге диалог не складывается. Такой ребенок может вынуждать своих родителей стать посредниками в общении с посторонними.
Как же помочь своему ребенку, если ваши наблюдения говорят вам об описанной проблеме? Помощь ребенку должна идти по двум направлениям: психологическому и логопедическому. Специалисты дадут рекомендации, но основная работа ложится на плечи родителей. А для ребенка она должна стать игрой. Поскольку проводить серьезную логопедическую работу действительно рано и каждодневно невозможно, возьмите за правило заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой. Вводите её как шутку, как игру между делом, во время одевания, умывания, перед началом физкультурной гимнастики, перед играми и приемом пищи. Артикуляционная гимнастика для малышей не сложна. Надувайте мыльные пузыри и воздушные шары, задувайте свечи. Пойте с ребенком гласные, шипите шипящие, рычите как зверята, постукивайте язычком о небо и зубы, «как лошадка стучит копытами», играйте в котят, лакая молоко из блюдца. Подражайте различным звукам и шумам, обращая внимание ребенка на характер произносимого и того, как при этом двигаются губы, щеки, язычок. Превратите язычок ребенка в товарища по играм. Утром язычок «потягивается», делает зарядку, перед едой «разминается» жевать. Перед прогулкой – «проверяет погоду», «прыгает» между верхними и нижними зубками, бегает от щечки к щечке. Подобные упражнения полезны для артикуляции, помогают малышу в дальнейшем развитии речи.
Во время игр и занятий с ребенком отработайте простые фразы, которые могут помочь ему обратиться к детям и воспитателям в саду. Ободряйте ребенка, когда он отчаивается, не сумев передать нужное слово. Если даже вы сами не разобрали, что сказал ребенок, не врите ему, скажите: «Извини, я не разобрал (разобрала), я не поняла. Скажи мне еще раз, скажи другими словами». Задавайте ребенку вопросы, которые уточнят, о чем речь. Если все равно не получилось, дайте понять, это только переходный этап. У всех нас что-то не получается, но мы учимся и учимся вместе с ребенком.
На заметку: электронные качели для новорожденных отзывы — многие родители уже испробовали это чудо устройство и остались очень довольны. Конечно, электронная качель это не предмет первой необходимости, а развлечение для малыша. Но то же можно сказать и о стиральной и посудомоечной машине.