Сильнейший удар противникам
Везалий требовал переходить к экспериментальному методу и исследованию патологического материала. Анатомирование, или, точнее, тщательное исследование трупа, Везалий понимает не как самоцель, а как средство познания фабрики человеческого тела, как метод этого познания.
Таким образом, Андрей Везалий по справедливости должен быть назван одним из основоположников научной медицины. Он вооружил практиков анатомическими знаниями. Именно с тех пор анатомию стали определять как ключ и рулевое колесо медицины. Повышение анатомической подготовки повело к решительным изменениям в медицинской практике.
В XV веке искусство лечения пришло в упадок. Клиническое исследование больных приобрело уродливые формы. Логический диагноз у постели больного подменялся предвзятым, бездоказательным диагнозом. Врачи не знали и не хотели изучать анатомию костной системы, мышц, нервов, артерий и вен.
Везалий разрушил многие предрассудки и заблуждения. Анатомическую подготовку он рассматривал как обязательное условие успеха лечения. Через возрождение анатомии он сделал возможным развитие хирургии как науки.
Несмотря на сопротивление консервативных и реакционных сил, научная анатомия пробивала себе дорогу. Она проникала во все отрасли медицины. Хирурги вооружались скальпелями и устремлялись в анатомические залы. Занятия анатомией перестали считаться недостойным делом. В университетах Европы преподаванию анатомии уделяется все большее внимание. В Париже учреждается большой анатомический театр. Открытия в анатомии продолжаются.
Сильнейший удар противникам научного метода был нанесен в 1628 г. английским анатомом Вильямом Гарвеем (1578-1657), выпустившим книгу о движении крови. Это было величайшее научное открытие.