Развитие речи у детей: нормы и отклонения
Есть родители, которые чрезмерно опекают, заботятся и переживают о своём ребёнке, это касается и речевого развития. А другие наоборот не видят никаких проблем, думают, что всё само собой наладится. В последнем случае бывает, что родители слишком поздно обращаются к специалистам и врачам приходится работать с запущенными случаями задержки психоречевого развития.
У каждого ребёнка всё индивидуально, но всё существуют определенные нормы. В один год ребёнок должен говорить 10 слов и знать, как называются 200 повседневных предметов и действий. А также реагировать на речь и выполнять просьбы.
Когда малышу исполняется два года, он должен уметь строить предложения из 50, а лучше 100 слов, важно, чтобы он использовал прилагательные. В 2,5 года количество употребляемых слов должно увеличиться до 200 – 300 слов. Ребёнок уже должен правильно выговаривать все буквы, за исключением шипящих и «л», «р». Дети в таком возрасте различают животных и птиц, имитируют их голоса.
В 3 года малыш должен выражаться связанными по смыслу предложениями, использовать различные части речи. Существует простой способ определить есть ли у ребёнка данного возраста проблемы, пусть с ним пообщается незнакомый человек, если для него будет понятно 75 % сказанного вашим ребёнком, значит всё в порядке. В этом возрасте важно обращать внимание умеет ли ребёнок правильно склонять слова.
Не стоит переживать, если малыш несколько не соответствует нормам, ведь они очень гибкие. А мальчики немного отстают в развитии от девочек. Для полноценного развития ребёнка необходимо, чтобы гармонично развивались правое и левое полушарие мозга. Как не парадоксально, но именно у мальчиков хороша развита образная речь, поэтому так много известных писателей — мужчин. Но родителям всё же стоит обращать особое внимание, как развивается речь мальчика, ведь среди них намного больше процент с отклонениями в психоречевом развитии. Наиболее распространенными проблемами являются заикание, алалия, дизартрия.
До 2,5 лет ребенок может говорить «языком малышей», то есть употреблять такие слова как «кар-кар», «мяу-мяу» для названий животных и «куп-куп» для определения действий. Возможен вариант, что ребёнок будет придумывать свои несуществующие слова.
Вот некоторые признаки задержки в речевом развитии: если в девятимесячном возрасте ребёнок так и не произносит никаких звуков; если в 1,5 года малыш не откликается на своё имя и е понимает названий предметов; если ребёнку два года, а он не хочет повторять и учить новые слова; если в 2,5 года количество слов, которые говорит ребёнок составляет 20 и он не знает, как называются части тела и окружающие предметы; если речь трехлетнего не понятна даже родственникам.