Радикальные изменения взглядов
Несомненно, что основой подобного развития, как нам представляется, будет дальнейшая интеграция физиологических, биохимических, фармакологических и морфологических знаний о структурно-функциональной организации автономной нервной системы, происходящая на базе физико-математического и машинного обеспечения исследований. Эта тенденция в настоящее время уже является преобладающей, и поэтому морфология автономной нервной системы все более приобретает , черты истинно функциональной морфологии, о чем мечтал Б. И. Лаврентьев — один из крупных и талантливых ее исследователей.
По мнению Б. И. Лаврентьева (1939, 1946), морфология автономной нервной системы, как и другие разделы микроскопической анатомии нервней системы, должна изучаться на базе общебиологических представлений о структуре и в тесной связи с физиологией. Ему и его ученикам удалось успешно сочетать как методы морфологические, так и экспериментальные. В результате широкого внедрения последних в ней-рогистологию ими решены многие кардинальные вопросы морфологии автономной нервной системы. Окончательно было утверждено положение о ее нейронной организации, выявлены особенности строения и реакции пнтернейрональных связей (синапсов), изучены источники и пути чувствительной иннервации многих органов и сердечно-сосудистой системы.
Представление о нейрогуморальных механизмах взаимосвязей между нейронами, с одной стороны, и между ними и исполнительными органами, с другой, открыло большие перспективы для разработки и использовгния функциональных методов исследования строения автономной нервной системы и новой оценки ее отдельных эфферентных компонентов — парасимпатических и симпатических.