Ребенок с общим недоразвитием речи

iВ настоящее время число детей с общим недоразвитием речи (ОНР) разной степени значительно возросло. Причиной этому может служить и экология, и генетические особенности, и сложная беременность, и родовые травмы.

В данной статье описываются возможные проблемы школьников с ОНР, которые возникают в начальной школе при работе с текстами сказок, рассказов, математических и логических задач.

У учащихся с устойчивой формой недоразвития речи выявляются следующие трудности при понимании и воспроизведении текстов.

  1. Сложности при создании краткого пересказа: замена необходимой информации избыточной и дополнительной; воспроизведение необходимой информации вместе с дополнительной и избыточной (пересказ текста полностью). Речевое оформление краткого пересказа имеет большое количество повторов; пропуски членов предложения; нарушения лексико-семантических связей между предложениями.
  2. Трудности при создании полного пересказа: пропуск 1-2 элементов необходимой информации; присутствие элементов дополнительной информации; отсутствующих в авторском тексте. Отмечаются особенности структурной организации полного пересказа: пропуск первой части, воспроизведение только основной части. При анализе языкового оформления — большое количество повторов; пропуски местоимений, членов предложения. Структура полного пересказа характеризуется рядом особенностей: пропуск и сокращение структурных элементов.
  3. Сложности интерпретации фактической информации текста: одностороннее раскрытие темы рассказа; выраженные трудности в ее определении; сужение объема восприятия сюжетной ситуации в тексте; сложности грамматического структурирования и лексико-семантического оформления предложений.
  4. Трудности интерпретации концептуальной информации: резкое ограничение понимания главной мысли; затруднения в нахождении причинно-следственных связей.
  5. Сложности интерпретации подтекстовой информации: неточное объяснение, непонимание подтекста.
  6. Трудности выделения ключевых слов: выделение как ключевых, так и неключевых слов и предложений; замена ключевого слова на второстепенное или фрагмент второстепенного предложения.
  7. Трудности при выделении ключевых предложений: замена основного предложения на последнее или второстепенное предложение; отнесение интонационно выделенного фрагмента к ключевым.

Всех этих проблем может и не быть, если вовремя обратиться к профессиональному логопеду. Оптимальный возраст ребенка для начала работы со специалистом – 4-5 лет. Если же логопедического вмешательства всячески избегать, в школьном возрасте ребенок будет очень сильно отставать от программы.

Каждому человеку необходимо тщательно следить за своим здоровьем, ведь это самое важное в жизни. Узнайте больше о том, что такое ударно-волновая терапия, на сайте — мрт-кт.рф. Здесь находится региональный диагностический центр.