На что можно опираться при раннем развитии детей от 9 месяцев до 1.5 лет
Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. Это правило многократно подтверждается учеными разных стран, что важно для выработки правильных принципов построения систем раннего обучения и развития детей
Понимание особенностей раннего развития детей в возрасте от 9 месяцев до 2-х лет существенно изменилось за последние два десятилетия. Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Он может самостоятельно передвигаться, выражать свое отношение к различным событиям и активно общаться с родителями.
Дети до 1 года используют для общения указательные жесты, которые используются в качестве указания на необходимость помощи, информирования о своих чувствах или сообщая о полезных и интересных вещах.
Уже в 9 месячном возрасте у детей появляется способность отслеживать направление взора взрослого, что в определенной степени способствует пониманию и оценке намерений других. В возрасте от 9 месяцев дети смотрят и оценивают реакцию взрослых на те или иные изменения окружающей обстановки.
Такая способность уделять тому или иному событию совместное внимание у детей уже в 9 – 10 месяцев предсказывает успешность приобретения у них первых слов и жестов в 15 месяцев.
Такое «общее внимание» позволяет родителям или педагогам по раннему развитию создавать совместные смысловые пространства, позволяющие получать ребенку новые знания и навыки. При этом, совместное внимание создает контекст, который позволяет детям 10-12 месяцев соотнести слово и его значение.
Детям 9 месяцев доступна отсроченная имитация увиденного действия, что означает сохранение в памяти каких действий.
Ученые доказали, что в возрасте 6-8 месяцев дети уже распознают все звуки и могут отличить родной язык, то есть язык их родителей, от иностранного. Около 9 месяцев дети могут находить и показывать знакомые предметы по их названию.
В результате опроса родителей было определено, что в среднем дети к 12 месяцам имеют в своем запасе около 10 слов, а к 16 месяцам уже порядка 64 слов.
Таким образом, использование жестов, совместное внимание и разделение намерений должны быть взяты за основу при раннем развитии детей от 9 месяцев до 1.5 лет. При этом не следует думать, что ребенок в 9 — 1.5 месяцев еще не воспринимает осмысленную речь родителей или педагогов.
По материалам детского центра http://www.om-harmony.ru/detskiy-klub Гармония, г. Мытищи