О поощрениях детей

iПоощрение подразумевает собой воздействие на ребенка определенных побуждений. Они могут быть и положительными, и отрицательными. Например, после школы мальчик хочет поиграть в футбол со своими друзьями. Но прежде чем он выйдет гулять, ему придется учить дома скучные гаммы. Родители и педагоги привыкли к тому, что поощрение и наказание – две противоположности. Но исследования этих понятий показывают, что у них есть даже точки соприкосновения.

И поощрение, и наказание приводит к тому, что ребенка в итоге принуждают сделать что-либо, чего ему не хотелось бы. Только в первом случае ребенка задабривают, а во втором – заставляют путем грубости. Также поощрение или наказание может появиться тогда, когда между родителем и ребенком зародился некий конфликт. И последнее – и в ситуации поощрения, и в ситуации наказания ребенок все равно хочет действовать не так, как ему сказали.

О значимости различий, наверно, лишний раз не придется упоминать. Важно лишь то, что при поощрении ребенок не желает выйти за пределы данной ситуации, развиться, проявить какую-либо собственную инициативу – ребенок действует лишь ради того, чтобы получить обещанное.

Важно то, что в ситуации с поощрением ребенок не изолируется от того, что привычно ему: от веселых игр, хобби, общения с одногодками и других вещей. Ребенок не вынужден делать что-то, на него не давят. Он сам волен сделать выбор, делать ему то, что от него просят родители или нет. И он прекрасно осознает, что если он не выполнит поручения, поощрения не стоит ждать.

Но не стоит надеяться, что одними поощрениями вы будете способны побудить ребенка к действию. Ребенок выполняет поручение только в случае, если его желание заполучить поощрение сильнее страха быть наказанным. Таким образом, не любое поощрение сгодится для мотивации. И чем дальше, тем более весомым должно быть поощрение. И самое главное – для ребенка нет внутреннего побудителя, мотивации к этому действию. Он не понимает, что выполнив это, он станет лучше, будет более развитым, что безмерно важно. К примеру, зазубрив урок, ребенок получит хорошую оценку. За хорошую оценку он получит поощрение от родителей. Но получив обещанное, он тут же забудет то, что он учил.

Переусердствовать с системой поощрений нельзя, так как она выдаст обратный эффект. Пример этому может быть простой. Пусть даже вы продержитесь все 11 лет школьного обучения ребенка на этой системе. Но на финальном экзамене окажется, что ребенок ничего не помнит из выученного, так как все это время он работал не на себя, а на подарки. Ребенок должен осознавать пользу для себя, и отдавать себе о ней полный отчет.