Как влияют домашние животные на развитие детей?

100381817_large_4Общество домашних питомцев благотворно влияет на всех детей. Уход и общение с грызунами формируют мелкую моторику, двигательные навыки. Игры с собакой на свежем воздухе развивают координацию, дают заряд позитивных эмоций.

Малыши, растущие вместе с домашними животными, реже страдают от аллергии – это показали исследования немецких, американских ученых. В общении с собакой, кошкой они учатся понимать их язык, различать эмоции. Пес может одобрять поступки, виляя хвостом, разрешая себя гладить, или осуждать неправильное поведение малыша: стучать лапой, рычать. Питомцы помогают социализации – когда подросток отправляется гулять с кроликом или щенком, он заводит себе новых друзей на почве общего интереса. Психологи уверены – питомцы развивают и учат полезным вещам.

Социальная адаптация

Кинологи спорят, в каком возрасте лучше заводить собаку. Но сходятся во мнении, что с трех лет малыш понимает – это живое существо и требует к себе уважения. Появляясь в доме, животное прочно занимает лидирующее место в семейной иерархии. Психологи отмечают: после родителей домашний питомец стоит на втором месте в ряду «объектов», которые больше всего доставляют детям позитива. Следом за собакой идут родственники, друзья.

Особенно животные-компаньоны помогают подросткам. На протяжении девяти месяцев в классе одной из английских школ постоянно присутствовал пес. В эксперименте выяснилось, что количество вспышек агрессии у детей снизилось, а самооценка большинства выросла.

Подростковый возраст связан с обострением эмоциональных проблем, неуверенностью в себе. На помощь приходит собака-компаньон, которая без оценочных суждений безусловно обожает, прощает, поддерживает.

Развитие эмпатии

Мальчики, в семье которых живет питомец, лучше распознают невербальные знаки и успешнее строят коммуникативные связи, чем те, кто растет без животных. Они тоньше воспринимают эмоции другого человека и это помогает строить отношения с друзьями и одноклассниками.

Общаясь с собакой (по другим питомцам исследования не проводились), дети учатся воспринимать ее нужды – психологические, физические. Играя с собакой или кормя ее, развивается эмпатия – способность к сопереживанию – и проецируется на окружающих людей.

Тесная взаимосвязь между ребенком и собакой улучшает моральный климат в семье. Исследователи отмечают большую привязанность к питомцу у малыша, растущего в неполной семье. Если в доме часты конфликты между родителями, то присутствие собаки стабилизирует семейный климат для ребенка – в животном он находит поддержку, дружеское «понимание». Ему можно высказать проблемы и получить бессловесное сочувствие.

Немецкие психологи показали, что животные воспитывают такие качества, как преданность, способность прощать, терпимость к недостаткам других.

Развитие когнитивных навыков

Присутствие пса стимулирует развитие речевых навыков, познание мира в целом. Психологи объясняют факт двумя причинами:

  • Пес – терпеливый слушатель. Он не перебивает и прекрасно «понимает» медленную речь. Скорость, громкость, грамотность изложения мыслей для него не имеет значения.
  • Питомец сам выступает объектом для реализации вербального общения – им можно командовать, поощрять, наказывать. Его поведение можно оценивать и формулировать мнение по этому поводу.

Подмечено, что ребенку наиболее интересны для изучения объекты, вызывающие симпатию. Дополнительный стимул обучения – принцип «знакомого незнакомца». С одной стороны, собака понятна и прогнозируема, с другой она не всегда ведет себя шаблонно, ломает привычную схему поведения и дает малышу новую информацию для анализа и изучения. Это поощряет развитие речевых навыков.